Материально-техническое обеспечение
Материально-техническое обеспечение и оснащённость образовательного процесса
Сведения об оборудованных учебных кабинетах
Сведения об объектах для проведения практических занятий
Сведения о средствах обучения и воспитания
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным системам
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Сведения об оборудованных учебных кабинетах
В учреждении имеются следующие помещения: 5 групп (групповая комната, раздевалка, туалет, моечная). В двух группах «Капелька» и «Золотая рыбка» имеются отдельные спальни.
Групповые помещения оснащены детской мебелью, комплектами игровых модулей, пособиями для полноценного развития детей с учетом их возрастных особенностей и интересов. Оборудование групповых помещений соответствует росту и возрасту детей. В группах создана развивающая предметно-пространственная среда с учетом основных направлений развития воспитанника. Подбор оборудования осуществляется в соответствии с ООП ДО.
Внутреннее пространство учреждения, помимо групповых комнат, включает и специальные помещения, позволяющие осуществлять развитие детей:
Музыкальный зал в ДОУ предназначен для решения задач музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Здесь проводятся НОД, досуги, праздники, утренники и развлечения. Помещения оснащены современным оборудованием. Музыкальный зал имеет интерактивный комплекс, пианино, музыкальный центр, синтезатор; учебно-методические материалы: оборудование для музыкальных игр-драматизаций, атрибуты для игр, детские музыкальные инструменты, портреты композиторов. Создана фонотека (диски, аудиозаписи), имеется нотный материал.
Кабинет социально – психологической помощи имеет следующие рабочие зоны: пространство для взаимодействия с детьми, пространство для взаимодействия со взрослыми, профессиональная зона для организационно-планирующей работы педагога - психолога и социального педагога. Кабинет оснащён детской мебелью (столы и стулья), письменные столы, стулья, шкаф для хранения пособий и документации, компьютер, стимульный материал к диагностико-коррекционным методикам и тестам в соответствии с возрастной дифференциацией, анкетные бланки, пособия для осуществления коррекционной работы, литература по проблемам возрастного развития детей, световой стол для рисования песком и песочной анимации.
Кабинет учителя-логопеда предназначен для: проведения диагностического обследования речевого развития детей дошкольного возраста, проведения подгрупповых и индивидуальных занятий учителя-логопеда с детьми.
Оснащение кабинета: зеркало настенное с лампой дополнительного освещения; зеркала для индивидуальной работы; шкафы для хранения пособий, столы для детей, стулья детские, стол, стулья для работы учителя-логопеда с документацией.
В кабинете имеются учебно-методические пособия: для коррекционной логопедической работы по звукопроизношению (речевые профили звуков, карточки с изображением символов звуков, картинный материал для автоматизации поставленных звуков, рабочие тетради для закрепления звуков, речевое домино, логопедическое лото, речевые домики); по фонетическому восприятию (наборы картинок, тетради для развития фонетического слуха); по лексическому запасу (дидактические игры, наборы картинок); по связной речи (наборы предметных, сюжетных картинок и серии картинок для составления рассказов разной сложности, тексты для пересказа, алгоритмы, опорные схемы для составления описательных рассказов); по разделам: для обследования интеллекта, развития памяти, внимания, мышления. Имеется счетный материал, пирамидки, разрезные картинки разной конфигурации, набор карточек на обобщающие темы, наборы картинок для игр "Чей силуэт", "Что сначала, что потом", "Путаница", "Нелепицы". В кабинете сформированы картотеки (артикуляционная гимнастика в картинках, пальчиковые игры, дыхательные упражнения и игры, есть наборы предметных картинок по лексическим темам. Имеются пособия и материалы: на развитие дыхания (свистки, дудочки, воздушные шары, вертушки, мыльные пузыри); на развитие мелкой моторики (матрешки, шнуровки, пирамидки, пазлы, трафареты); пособия по обучению грамоте, методическая литература.
Методический кабинет, обеспечен программно-методической литературой необходимой для ведения педагогического процесса. В кабинете имеются наглядно-дидактические материалы, материалы из опыта работы педагогов ДОУ, компьютер для ведения документации и работы с педагогами. Оборудовано компьютеризированное рабочее место для педагогов, с принтером и выходом в интернет, позволяющее готовить дидактический материал к педагогическому процессу и документацию, установлено мультимедийное оборудование.
Сведения об объектах для проведения практических занятий
Объекты для проведения практических занятий: групповые помещения (5), музыкальный зал (1), физкультурный зал (1), кабинет социально – психологической помощи (1), кабинет учителя - логопеда (1).
Для полноценного осуществления образовательной деятельности в ДОУ функционируют объекты для проведения практических занятий, а также обеспечения разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности детей, которые обеспечены необходимым оборудованием и инвентарем, естественной и искусственной освещенностью, воздушно-тепловым режимом в соответствии с требованиями санитарных правил и норм.
В группах детского сада организованы специальные зоны для различных видов коллективной и индивидуальной деятельности детей: зона обучения и развития, центр художественного творчества, познавательный центр, центр конструктивного моделирования, уголок книги, уголок экспериментирования, театрализованный уголок, физкультурный уголок, уголок сюжетно-ролевых игр, уголок безопасности, уголок дежурства.
Группы оснащены необходимым современным и разнообразным игровым оборудованием, дидактическим и демонстрационным материалом, аудиовизуальными средствами. Предметно-пространственная организация групповых помещений служит интересам и потребностям детей, а ее элементы развитию каждого ребенка. Обеспечен свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, имеются полифункциональные игрушки, неоформленный материал ("заместители"), используется мягкая мебель и т.д. Разнообразное оборудование помещений в группах позволяет ребенку заниматься заинтересовавшей его деятельностью, по желанию сменить её.
В ДОУ отсутствует отдельное помещение, отведенное под библиотеку. Книжный фонд, составляющий библиотеку ДОУ, включает в себя книги для педагогов (методическая и справочная литература) и книги для воспитанников (сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей) и располагается в методическом кабинете и в групповых помещениях.
Методический кабинет и методические уголки на группах оснащен необходимыми для обеспечения воспитательно-образовательного процесса пособиями, литературой, картинами, играми, художественной литературой, которые подобраны в соответствии с образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. В каждом групповом помещении для воспитанников с особыми образовательными потребностями, в соответствии с их возрастными особенностями выделено и оснащено место под библиотеку с детской художественной и познавательной литературой.
Подборка литературы и учебно-методических пособий позволяет осуществлять информационное и практическое обеспечение реализации образовательной программы ДОУ, адаптировать новую педагогическую и научную информацию к условиям образовательного учреждения.
В детском саду созданы все условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей.
Оборудован спортивный зал, в котором проводятся утренняя гимнастика, НОД, физкультурные досуги, праздники и развлечения. Воспитанники имеют возможность осваивать основные виды движения, выполнять общеразвивающие упражнения, обучаться элементам спортивных упражнений. Для этого в зале есть мультимедийное оборудование, портативная колонка, все необходимое оборудование и спортивный инвентарь для ведения физкультурно-оздоровительной работы: гимнастическая стенка, гимнастическая доска, гимнастическая скамейка, мишени разных типов, стойки и планки для прыжков, мячи, мешки с песком, обручи, ленточки, палки гимнастические, кубики, погремушки, шнуры, скакалки, гантели, коврики для занятий, следовые и массажные дорожки, массажные мячи, набивные мячи, мягкие спортивные модули, маты, сенсорное оборудование и др. Оборудование и инвентарь соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПиН. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо-физиологическим особенностям детей, их возрасту.
Для совершенствования двигательных навыков, организации и проведения индивидуальной работы с детьми в каждой возрастной группе оборудованы физкультурные центры с необходимым набором спортивного инвентаря.
На территории ДОУ расположена спортивная площадка для проведения занятий физической культурой и спортом. Игровые прогулочные площадки каждой возрастной группы оборудованы игровым и спортивным оборудованием.
Сведения о средствах обучения и воспитания
Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы ДОУ. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.
Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
В ДОУ имеются следующие средства обучения :
- печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.);
- аудиовизуальные (презентации, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях);
- наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
- демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды);
- учебные приборы (компас, микроскопы, колбы, и т.д.);
- спортивное оборудование: (гимнастическое оборудование, мячи, обручи, скакалки и т.п.).
Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания.
Принципы использования средств обучения:
- учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
- гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
- учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);
- сотворчество педагога и обучающегося;
- приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с требованиями ФГОС ДО к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках НОД по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов.
Предметно-развивающая среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование могут использоваться и в ходе реализации других областей. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка.
Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
Для всестороннего развития детей в каждой возрастной группе имеются дидактические средства: альбомы, художественная литература, дидактические игры, различные сюжетные игровые наборы и игрушки.
Специально оборудованная развивающая среда создана во всех группах детского сада. Изолированные тематические уголки и зоны: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная и т.д.
Для формирования математических представлений имеются демонстрационные и раздаточные материалы для обучения счету, количеству, развитию представлений (схемы, плакаты), временных представлений (часы, календари) и пр.
Для конструктивной деятельности: крупный (напольный) и мелкий (настольный) строительные материалы, деревянные, пластмассовые, конструкторы: «Лего», металлические, деревянные и пр.
Для развития речи и речевого общения: наборы книг, картин, развивающие игры, схемы для составления рассказов, фланелеграф, ширма, разнообразные виды кукольного театра, аудио- и видеоаппаратура, телевизор, энциклопедии и пр.
Для развития игровой деятельности: наборы мягкой мебели, игры и игрушки для сюжетно-ролевых игр (с учетом гендерного подхода): «Кухня», «Столовая», «Больница», «Магазин», «Пожарные», «Инспектор ДПС», «Школа» и др.; для подвижных игр (маски, дополнительный материал); дидактических игр.
Для познавательной деятельности в группах созданы исследовательские уголки, где имеются дидактические пособия и игры, познавательная литература, энциклопедии, карты, схемы.
Для физического развития в группах оборудованы физкультурно-оздоровительный центры (спортивные уголки в группах), в которых имеются: массажные коврики для стоп, ребристые дорожки, обручи, мячи разных размеров, скакалки, кегли, малый кольцеброс, маски и атрибуты для подвижных игр. Все материалы соответствуют экологическим и гигиеническим требованиям.
На участке детского сада оборудована спортивная площадка для занятий детей на улице, на которой имеются пособия для равновесия, для укрепления мышц рук, развития ловкости, лазанья, яма для прыжков, баскетбольное кольцо, ворота для игры в футбол.
Игровые площадки оснащены песочницами, качелями, столиками для игр и занятий; растет множество видов деревьев, цветущие кустарники, разбиты цветники.
Коллектив ежегодно облагораживает игровые площадки, пополняя новыми постройками и спортивными сооружениями, малыми архитектурными формами для активной физической деятельности воспитанников.
Материалы и пособия, предназначенные детям, доступны и функциональны, обеспечивают необходимые условия для самореализации.
Сведения об условиях питания обучающихся
Для организации питания (хранения, приготовления и реализации пищевых продуктов и кулинарных изделий) функционирует пищеблок с подсобными помещениями, оснащённый: технологическим оборудованием (производственные столы, электрическая плита, электромясорубка, контрольные весы, стеллажи, подтоварники, жарочный шкаф); холодильным оборудованием (средне - и низкотемпературные холодильные шкафы); моечным оборудованием (моечные ванны, раковина для мытья рук); инвентарём, посудой, тарой.
Для организации питания детей в группах (подготовка готовых блюд к раздаче; мытьё столовой посуды) оборудованы буфетные, в которых размещены посуда и столовые приборы, мелкий инвентарь; двухсекционные ванны, стеллажи для просушивания посуды; хозяйственные шкафы. Организация питания осуществляется в соответствии с СанПиН 2.3/2.4.3590-2О «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» и примерным 10-дневным меню для детей от 3 до 8 лет, разработанным с учетом физиологических потребностей в пищевых веществах и норм питания детей дошкольного возраста, утвержденного заведующим Учреждения. На каждое блюдо для примерного 10-дневного меню разработаны технологические карты.
Сведения об условиях охраны здоровья обучающихся
Основной задачей медицинского и педагогического персонала учреждения является четкая организация работы по наблюдению за состоянием здоровья воспитанников, проведение профилактических мероприятий, направленных на обеспечение правильного физического и нервно-психического развития, а также снижение заболеваемости детей. Санитарно-гигиеническое состояние ДОУ соответствует требованиям СП 2.4.3648-20, световой, воздушный и питьевой режимы соблюдаются. В детском саду имеются медицинский, оборудованный в соответствии с нормативными требованиями.
С целью снижения заболеваемости проводятся профилактические и закаливающие мероприятия (утренняя и корригирующая гимнастика с использованием дыхательных упражнений, воздушные ванны, правильная организация прогулки, соблюдение температурного режима в течение дня).
Медицинская деятельность осуществляется по договору с МУЗ ЦРБ Детская поликлиника на оказание услуг по проведению медицинских осмотров воспитанников и сотрудников ДОУ, а также на оказание услуг по проведению вакцинации. Медицинский персонал наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечение качества питания. Ежегодно составляется комплексный план оздоровления детей с учетом возможностей образовательной организации, который включает в себя оздоровительные мероприятия: закаливающие мероприятия, витаминотерапия, вакцинопрофилактика. Охрана здоровья осуществляется в полном соответствии с нормативными актами РФ. Весь педагогический состав ежегодно проходит обучение и инструктаж по оказанию первой медицинской помощи.
В детском саду имеется медицинский кабинет, оснащенный необходимым оборудованием. В медицинском кабинете имеется ростомер, весы, рабочий стол медсестры, кушетка, шкаф для хранения документации, холодильник для хранения вакцины, стеллаж для медикаментов и т.д.
Медицинское обслуживание воспитанников осуществляется медицинской сестрой, которая наблюдает за состоянием здоровья, физическим развитием воспитанников, организует и проводит при согласии родителей (законных представителей) обучающихся медицинские осмотры, профилактические прививки, контролирует санитарное состояние помещений ДОУ, работает с воспитанниками по гигиеническому воспитанию и пропаганде ЗОЖ.
Обеспечение безопасности образовательной организации достигается осуществлением охраны здания и территории ДОУ в ночное время. В организации установлена система АПС и оповещения людей о пожаре, разработаны и размещены планы эвакуации. Здание оснащено противопожарной звуковой сигнализацией. Детский сад оборудован тревожной кнопкой экстренного вызова полиции, системой видеонаблюдения.
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
В целях информационного обеспечения образовательного процесса в МБДОУ г. Мценска "Детский сад № 5" обеспечен доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, имеется подключение к сети Интернет. Детский сад имеет свой сайт, электронную почту. Оборудовано 6 автоматизированных рабочих мест: заведующего, бухгалтера, делопроизводителя, старшего воспитателя, два для педагогов ДОУ. Все педагоги учреждения имеют доступ к сети Интернет.
Доступ воспитанников к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям не обеспечивается. Специально оборудованного компьютерного кабинета с доступом к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям для использования воспитанниками нет.
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся
В ДОУ нет электронных образовательных ресурсов, самостоятельный доступ к которым обеспечивается воспитанниками ДОУ.
Электронные образовательные ресурсы, используемые педагогами при организации образовательного процесса:
Созданные самостоятельно: презентации, интерактивные игры, видеофильмы, слайды и т.д.
Для организации детской деятельности педагоги используют электронные образовательные ресурсы:
Ссылки на информационно-образовательные ресурсы:
- Официальный сайт Министерства просвещения Российской Федерации
- Федеральный портал «Российское образование;
- Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»;
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов;
- Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор);
- Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»;
- Портал «Музеи России»;
- Портал государственных услуг Российской Федерации
Каталог образовательных ресурсов для педагогов ДОУ:
- Сайт «Фестиваль педагогических идей. Открытый урок»
- Журнал "Детский сад: теория и практика http://www.editionpress.ru/magazine_ds.html
- Журнал "Справочник старшего воспитателя" http://vospitatel.resobr.ru/
- Журнал "Детский сад будущего" http://www.gallery-projects.com
- Журнал "Воспитатель ДОУ" http://doshkolnik.ru
- Журнал "Современный детский сад" http://www.det-sad.com/sovremenni_det_sad
- Журнал «Справочник руководителя дошкольного учреждения» http://www.menobr.ru/products/7/
- Журнал «Обруч» http://www.obruch.ru/
- Журнал «Детский сад от А до Я» http://detsad-journal.narod.ru/
- Газета «Дошкольное образование» http://best-ru.net/cache/9988/
- Журнал «Современное дошкольное образование: теория и практика» http://sdo-journal.ru/
- Детский сад. http://detsad-kitty.ru/
- Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье http://www.doshvozrast.ru/
- Всё для детского сада http://www.moi-detsad.ru
- Социальная сеть работников образования nsportal.ru
- ВОСПИТАТЕЛЬ | в помощь воспитателю детского сада. http://detsadd.narod.ru/
- Сайт "Воспитатель" http://vospitatel.com.ua/
- Детский сад. Ру. http://www.detskiysad.ru
Электронные образовательные ресурсы для дошкольника:
- http://pochemu4ka.ru/ Детский портал «Почемучка»
- http://teremoc.ru/ Детский портал «Теремок»
- http://www.multirussia.ru МУЛЬТИ-РОССИЯ
- http://www.solnet.ee Детский портал «СОЛНЫШКО»
- http://www.detkiuch.ru – «Обучалки и развивалки для детей».
- https://i-umka.ru - "l-UMKA - онлайн платформа для раскрытия потенциала детей"
- http://www.zonar.info — «Оригами — Мир своими руками».
- http://www.baby-news.net – «Baby news» — сайт для детей и родителей.
Безбарьерная (доступная) среда – это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни и способствующая наиболее полному развитию способностей и максимальной интеграции инвалидов в общество.
Нормативные акты международного и федерального значения
Конституция Российской Федерации
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями на 30 декабря 2021 года) (редакция, действующая с 1 января 2022 года).
Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
Федеральный закон № 184-ФЗ "О техническом регулировании" (с изменениями на 29.07.2017)
Федеральный закон от 01.12.2014 № 419 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов"
Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики"
Постановление Правительства Российской федерации от 29 марта 2019 года N 363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда"» (с изменениями на 23 марта 2021 года) Государственная программа "Доступная среда" на 2021-2025 годы
Концепция развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации лиц с инвалидностью, в том числе детей с инвалидностью, на период до 2025 года
Конвенция о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН резолюцией от 13.12.2006 № 61/106
Приказ Минобрнауки России от 09.11.15 № 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи"
Письмо Минобрнауки РФ от 12.02.2016 № ВК-270/07 "Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования"
Методика паспортизации и классификации объектов и услуг с целью их объективной оценки для разработки мер, обеспечивающих доступность
Методическое пособие для получения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи
Нормативные акты регионального уровня
Постановления Правительства Орловской области от 29 июля 2015 года N 351 "О разработке органами исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности"
Распоряжение Правительства Орловской области от 18 марта 2021 года N 149-р «Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Орловской области (2021 - 2025 годы)»
Локальные акты ДОУ
Адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжёлым нарушением речи (общим недоразвитием речи)
СПЕЦИАЛЬНО ОБОРУДОВАННЫЕ УЧЕБНЫЕ КАБИНЕТЫ, ОБЪЕКТЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ, СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ, ПРИСПОСОБЛЕННЫЕ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНВАЛИДАМИ И ЛИЦАМИ С ОВЗ
В современном обществе создание доступности образовательного пространства – приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), согласно которой "особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением их успешной социализации…" Актуализируются вопросы создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.
Объекты для проведения практических занятий: групповые помещения (5), музыкальный зал (1), физкультурный зал (1), кабинет социально – психологической помощи (1), кабинет учителя - логопеда (1).
В групповых помещениях присутствуют элементы, стимулирующие познавательную, речевую, физическую и игровую деятельность детей. Развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов имеет подвижные трансформирующиеся границы, изменяющиеся (сжимающиеся и расширяющиеся) по объему. Созданная коррекционно-развивающая среда в ДОУ – это комплексный, системный, вариативно меняющийся механизм непрерывной психолого-педагогической помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья на пути становления его социальной компетентности в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми, формировании мобильности и общественной активности.
Музыкальный зал в ДОУ предназначен для решения задач музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Здесь проводятся НОД, досуги, праздники, утренники и развлечения. Помещения оснащены современным оборудованием. Музыкальный зал имеет интерактивный комплекс, пианино, музыкальный центр, синтезатор; учебно-методические материалы: оборудование для музыкальных игр-драматизаций, атрибуты для игр, детские музыкальные инструменты, портреты композиторов. Создана фонотека (диски, аудиозаписи), имеется нотный материал.
Кабинет социально – психологической помощи имеет следующие рабочие зоны: пространство для взаимодействия с детьми, пространство для взаимодействия со взрослыми, профессиональная зона для организационно-планирующей работы педагога - психолога и социального педагога. Кабинет оснащён детской мебелью (столы и стулья), письменные столы, стулья, шкаф для хранения пособий и документации, компьютер, стимульный материал к диагностико-коррекционным методикам и тестам в соответствии с возрастной дифференциацией, анкетные бланки, пособия для осуществления коррекционной работы, литература по проблемам возрастного развития детей, световой стол для рисования песком и песочной анимации.
Кабинет учителя-логопеда предназначен для: проведения диагностического обследования речевого развития детей дошкольного возраста, проведения подгрупповых и индивидуальных занятий учителя-логопеда с детьми.
Оснащение кабинета: зеркало настенное с лампой дополнительного освещения; зеркала для индивидуальной работы; шкафы для хранения пособий, столы для детей, стулья детские, стол, стулья для работы учителя-логопеда с документацией.
В кабинете имеются учебно-методические пособия: для коррекционной логопедической работы по звукопроизношению (речевые профили звуков, карточки с изображением символов звуков, картинный материал для автоматизации поставленных звуков, рабочие тетради для закрепления звуков, речевое домино, логопедическое лото, речевые домики); по фонетическому восприятию (наборы картинок, тетради для развития фонетического слуха); по лексическому запасу (дидактические игры, наборы картинок); по связной речи (наборы предметных, сюжетных картинок и серии картинок для составления рассказов разной сложности, тексты для пересказа, алгоритмы, опорные схемы для составления описательных рассказов); по разделам: для обследования интеллекта, развития памяти, внимания, мышления. Имеется счетный материал, пирамидки, разрезные картинки разной конфигурации, набор карточек на обобщающие темы, наборы картинок для игр "Чей силуэт", "Что сначала, что потом", "Путаница", "Нелепицы". В кабинете сформированы картотеки (артикуляционная гимнастика в картинках, пальчиковые игры, дыхательные упражнения и игры, есть наборы предметных картинок по лексическим темам. Имеются пособия и материалы: на развитие дыхания (свистки, дудочки, воздушные шары, вертушки, мыльные пузыри); на развитие мелкой моторики (матрешки, шнуровки, пирамидки, пазлы, трафареты); пособия по обучению грамоте, методическая литература.
БИБЛИОТЕКА, ПРИСПОСОБЛЕННАЯ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНВАЛИДАМИ И ЛИЦАМИ С ОВЗ
В ДОУ отсутствует отдельное помещение, отведенное под библиотеку. Книжный фонд, составляющий библиотеку ДОУ, включает в себя книги для педагогов (методическая и справочная литература) и книги для воспитанников (сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей) и располагается в методическом кабинете и в групповых помещениях.
Методический кабинет и методические уголки на группах оснащен необходимыми для обеспечения воспитательно-образовательного процесса пособиями, литературой, картинами, играми, художественной литературой, которые подобраны в соответствии с образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. В каждом групповом помещении для воспитанников с особыми образовательными потребностями, в соответствии с их возрастными особенностями выделено и оснащено место под библиотеку с детской художественной и познавательной литературой.
ОБЪЕКТЫ СПОРТА, ПРИСПОСОБЛЕННЫЕ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНВАЛИДАМИ И ЛИЦАМИ С ОВЗ
В детском саду созданы все условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. Для этого оборудован спортивный зал, в котором проводятся утренняя гимнастика, НОД, физкультурные досуги, праздники и развлечения. В зале в наличии есть мультимедийное оборудование, портативная колонка, все необходимое оборудование и спортивный инвентарь для ведения физкультурно-оздоровительной работы: гимнастическая стенка, гимнастическая доска, гимнастическая скамейка, мишени разных типов, стойки и планки для прыжков, мячи, мешки с песком, обручи, ленточки, палки гимнастические, кубики, погремушки, шнуры, скакалки, гантели, коврики для занятий, следовые и массажные дорожки, массажные мячи, набивные мячи, мягкие спортивные модули, маты, сенсорное оборудование и др. Оборудование и инвентарь соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПиН. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо-физиологическим особенностям детей, их возрасту.
Оборудована спортивная площадка для проведения занятий физической культурой и спортом, в том числе для воспитанников с ОВЗ. Игровые прогулочные площадки каждой возрастной группы оборудованы игровым и спортивным оборудованием.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕСПРЕПЯТСТВЕННОГО ДОСТУПА В ЗДАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В целях обеспечения доступности услуг для инвалидов в ДОУ разработан Паспорт доступности, согласно которому объект частично признан доступным для инвалидов и детей дошкольного возраста с ОВЗ кроме категорий инвалидов-колясочников и слепых.
В здании образовательной организации отсутствует безбарьерный въезд для инвалидов-колясочников. Т.к. ширина дверных проемов входа в детский сад не позволяет свободный вход инвалидов-колясочников. Соответственно не имеется знак доступности. Отсутствуют и маркеры для слабовидящих.
Педагогические работники ДОУ прошли необходимые курсы повышения квалификации по программе «Технология обучения детей дошкольного возраста с ОВЗ по ФГОС ДО», «Реализация ФГОС обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью в образовательной организации: содержание, условия, организация», « Коррекционная педагогика и особенности образования и воспитания детей с ОВЗ».
СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ПИТАНИЯ
В ДОУ организовано сбалансированное питание в соответствии с действующим Постановлением от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.10.2020 № 32 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения", примерным 10-дневным меню, утвержденным заведующим ДОУ. Для инвалидов и лиц с ОВЗ при необходимости предусмотрено приготовление диетических блюд.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ
Основной задачей медицинского и педагогического персонала учреждения является четкая организация работы по наблюдению за состоянием здоровья детей инвалидов и лиц с ОВЗ, проведение профилактических мероприятий, направленных на обеспечение правильного физического и нервно-психического развития, а также снижение заболеваемости детей. Санитарно-гигиеническое состояние ДОУ соответствует требованиям СанПин 2.4.3648-20, световой, воздушный и питьевой режимы соблюдаются. В детском саду имеются медицинский, оборудованный в соответствии с нормативными требованиями.
С целью снижения заболеваемости проводятся профилактические и закаливающие мероприятия (утренняя и корригирующая гимнастика с использованием дыхательных упражнений, воздушные ванны, правильная организация прогулки, соблюдение температурного режима в течение дня).
Медицинская деятельность осуществляется по договору с МУЗ ЦРБ Детская поликлиника на оказание услуг по проведению медицинских осмотров воспитанников и сотрудников ДОУ, а также на оказание услуг по проведению вакцинации. Медицинский персонал наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечение качества питания. Ежегодно составляется комплексный план оздоровления детей с учетом возможностей образовательной организации, который включает в себя оздоровительные мероприятия: закаливающие мероприятия, витаминотерапия, вакцинопрофилактика. Охрана здоровья осуществляется в полном соответствии с нормативными актами РФ. Весь педагогический состав ежегодно проходит обучение и инструктаж по оказанию первой медицинской помощи.
ДОСТУП К ИНФОРМАЦИОННЫМ СИСТЕМАМ И ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫМ СЕТЯМ, ПРИСПОСОБЛЕННЫМ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНВАЛИДАМИ И ЛИЦАМИ С ОВЗ
В ДОУ создано единое информационное пространство, оснащенное электронной почтой, локальной сетью, выходом в Интернет, действует официальный сайт. В целях обеспечения доступности к информационным материалам на сайте ДОУ создана альтернативная версия сайта для инвалидов по зрению. Локальная сеть состоит из кабельной сети и Wi-Fi. Доступ к сети Интернет обеспечивается в соответствии с договором об оказании услуг с оператором связи «Нетбайнет». Интернет используется для следующих целей:
- информационная поддержка и создание творческих работ педагогов и воспитанников ДОУ, в том числе детей с ОВЗ с соблюдением санитарных требований;
- работа с компьютерными справочниками, электронными библиотеками;
- поиск дополнительной информации (текстовой, видео- и музыкальной) по всем дисциплинам учебных планов;
- самообразование педагогов ДОУ;
- участие в онлайн-коференциях и вебинарах, просмотры онлайн-занятий и других педагогических мероприятий педагогов ДОУ;
- просмотры познавательно-образовательных программ для воспитанников, в том числе для детей с ОВЗ с соблюдением санитарных требований.
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ, К КОТОРЫМ ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ ДОСТУП ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОВЗ
Для повышения качества педагогического процесса в практике ДОУ используются электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: мультимедийные презентационные материалы, обучающие программы, обучающие фильмы, мультфильмы, звуковые файлы (музыка и аудиокниги) и др.
Педагоги ДОУ активно используют мультимедийную технику и электронные образовательные ресурсы (ЭОР) по всем направлениям образовательной и воспитательной деятельности: на занятиях по развитию математических, экологических представлений, художественному творчеству, коммуникации, музыке. Мультимедийное оборудование активно используется на родительских собраниях, педагогических советах, семинарах, досуговых мероприятиях, мастер-классах. Педагоги ДОУ участвуют в разработке электронных образовательных ресурсов (мультимедийных презентаций, веб – квестов, мультфильмов) для занятий с детьми разных возрастов в психолого-коррекционной работе. В образовательной организации накоплена медиатека электронных образовательных ресурсов.
НАЛИЧИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО И ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
В ДОУ имеются программное обеспечение для работы с детьми с особыми образовательными потребностями, в том числе оборудование для индивидуального и коллективного использования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
НАЛИЧИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ БЕСПРЕПЯТСТВЕННОГО ДОСТУПА В ОБЩЕЖИТИЕ, ИНТЕРНАТ
Общежитие и интернатные группы в структуре ДОУ не предусмотрены.
Конвенция о правах инвалидов
Закон об образовании РФ
Приказ Министерства образования от 30 августа 2013 г. N 1014 г.
Приказ Минобрнауки России от 9 ноября 2015 год № 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи"
Постановление администрации города Мценска от 15.03.2017 г. № 241 "О создании Координационного совета по делам инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности города Мценска"
Письмо Минобразования РФ от 16.04.2001г.
О государственной программе Доступная среда
Инклюзия из ФГОС
О корреции и инклюзивном образовании
О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями
Сайт для инвалидов "Дверь в мир"
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности МБДОУ города Мценска "Детский сад №5"
Система охраны здоровья воспитанников